Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236006 г. Калининград, ул.Литовский вал, 64-А
  • Приемная гл. врача (4012) 46-72-71, Регистратура (4012) 67-23-30, 46-79-12, Центр здоровья 46-95-87. Телефон горячей линии “Телефон здоровья” +7 (4012) 67-23-34
  • cmp@infomed39.ru

О Центре медицинской профилактики

22 октября – Международный день заикающихся людей

20.10.2018

Количество просмотров: 18

    Ежегодно 22 октября, начиная с 1998 года, в мире отмечается Международный день заикающихся людей. Идея учреждения этой даты родилась при поддержке Международной ассоциации заикающихся людей, основанной в 1995 году.

    Согласно Международной классификации болезней, заиканием называется нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или удлинением звуков, слогов и слов, а также частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающими ее ритмическое течение. Отечественная логопедическая литература трактует термин «заикание» так: «нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата».

    Заикание известно человеку, по-видимому, так же давно, как давно существует человеческая речь. Человеческая мысль еще с древнейших времен пытливо останавливалась на этом нарушении речи, которое затрудняет человеку с заиканием общение с окружающими и вызывают у него тягостные, скрываемые от других переживания болезненного страха, смущения за свою речь. Многим людям такой дефект речи, как заикание, не помешал стать известными и реализовать себя в тех сферах, где требуется умение красиво говорить. Среди них — кинорежиссёры, актёры, барды, ораторы, политики, поэты, полководцы, священнослужители, телеведущие и другие представители публичных профессий.

    В средние века в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна.

    На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

    Заикание - это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в целом. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв может быть обусловлен неблагоприятными внешними факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности - речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.

    Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста (11-16 лет) число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов, что объясняется сменой ведущей деятельности (вместо игровой - учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания.

    В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие ("почву") и производящие ("толчки"). При этом некоторые факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Предрасполагающие факторы ("почва"):
- Невропатические особенности заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
- Наследственная отягощенность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству.

- Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; инфекционные, травматические и другие нарушения при различных детских заболеваниях.

Неблагоприятные условия:

- Физическая ослабленность детей.
- Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Причем, более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.
- Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми.
- Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
- Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
- Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В группе неблагоприятных причин выделяются:
- Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с мозговыми последствиями:
а) травмы (внутриутробные, родовые - нередко с асфиксией, сотрясение мозга);
б) органические нарушения мозга;
в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний.

- Психические и социальные причины:
а) кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);
б) длительно действующая психическая травма (неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях);
в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;
г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
д) подражание заикающимся;
е) переучивание леворукости.

Степени заикания
Различают 3 степени заикания:
1) легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
2) средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
3) тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста.

    Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз. Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.